Все познавательные
процессы в школьном возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять
волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени),
продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми
(его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно
для второклассника, и он быстро устает. Усталость эта возникает не от
умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции. Этому
необходимо детей учить. Задача родителей – научить рациональным приемам
использования своего времени, так чтобы хватало времени на учебу и на отдых.
Ведущая деятельность в
это время – учебная, поэтому все процессы, новообразования развиваются именно в
процессе учебы. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой,
трудовой, общения. Вот почему родителям необходимо создать условия для того,
чтобы в домашней трудовой деятельности находили отражение, применялись те
знания, умения и навыки, которые приобретаются в школе. Это сделает учение в
школе более осмысленным и раскроет на практике необходимость и полезность
знаний, получаемых в школе.
Особенностью этого
возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо
обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим
приемам).
В это время у учеников
доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое
нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому
ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и
фразеологизмов. Практически все сказанное понимается буквально, поэтому нужно
быть осторожнее с опрометчивыми высказываниями («как ты мне надоел», «глаза б
мои тебя не видели», «я тебя не люблю»).
Развиваются все логические
операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Часто ребенок не может решить
поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие.
Родителям необходимо
стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, формировать у ребенка все виды
интеллектуальной деятельности.
Самооценка младшего
школьника зависит от его успеваемости, от его положения в классе, от отношения
к его успехам и неудачам его родителей и учителей. Влияет на это и уровень
ожиданий родителей. Этот уровень может быть завышенным, и тогда ребенку будет
трудно соответствовать этим требованиям. Но встречается и другая крайность,
когда родители недооценивают своего ребенка, в таком случае он тоже перестает
верить в свои возможности.
Ребенок в этом возрасте
во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это
время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как
оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не
любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной и
психологической компетентности.
Подробнее узнать об особенностях этого возраста вы
можете из книг:
·
Возрастная и педагогическая психология/
Под. Ред. А.В.Петровского. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: 1960.
·
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы
своего ученика? М.: 1991. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М.: 1986.
·
Учимся общаться с ребенком. М.: 1993.
Комментариев нет:
Отправить комментарий