Или 5. Каждая кукла прожила с ней её
детство. У каждой было своё имя, которое девочка может вспомнить даже
спустя 40 лет. Куклы были её дочками. Она общалась с ними как с живыми.
Детям вообще свойственно одушевлять свои игрушки. Девочка кормила кукол
по утрам, а вечером укладывала спать. У каждой куклы был свой характер.
Каждую она по-своему любила. И даже когда у куклы Зины оторвалась
резиновая рука, она прибинтовала её к туловищу и продолжала играть.
Кукла – инвалид. Так бывает. Это не повод расставаться с ней. Это повод
относиться к ней ещё бережней. Периодически нужно было стирать куклам
одежду. А на зиму шить пальтишки.
У девочки из нашего времени кукол в 4 раза больше. Больше тридцати
кукол. Она не помнит всех имен. Она забывает про существование
некоторых. Потом
случайно находит в куче других игрушек: «О! Так у меня
ещё и такая есть!»
Нет идеи, что надо шить кукле теплую одежду. Если захочется поиграть
куклой в теплой куртке, она попросит купить куклу в теплой куртке. А
грязное платье или сломанная рука – это повод купить новую куклу. Хотя,
новую куклу можно покупать и без повода. Бабушка, например, в гости с
пустыми руками не ходит. Она каждый раз что-нибудь с собой приносит.
Какую-нибудь недорогую игрушку. Развлечение на день. Поиграть и забыть.
Настолько закрепившаяся традиция, что ребенок уже не представляет, что
бабушка может прийти без игрушки. Поэтому при встрече говорит не «Как
дела?», а «Что ты мне принесла?» Ценность с общения сместилась в сторону
потребления.
Казалось бы, что в этом плохого? Чем больше, тем лучше. Разве не так? А
помните сказку «Цветик семицветик»? Эпизод, когда девочка загадала,
чтобы все игрушки мира были у неё. Она очень быстро пожалела о своём
желании. По факту это оказалось больше проблема, чем радость.
Недостатки изобилия игрушек:
- Отсутствие бережливости и аккуратности.
Нет смысла беречь игрушки, если это легко восполняемый расходный
материал. Быстрей сломаю — быстрей новая появится.
- Отсутствие привязанности.
Все чаще на популярный совет: «Для облегчения адаптации возьмите с собой
любимую игрушку» - психологи слышат от родителей: «У нашего ребенка нет
любимой игрушки». Сложно иметь любимую игрушку, если почти каждый день
появляется новая. Между тем, заботясь о любимой игрушке, ребенок учится
заботиться о себе в отсутствии родителей. Через отношения с игрушками
закладывается модель отношений с людьми. Если игрушки не ценятся, если
быстро заменяются на новые, то ценность отношений тоже может быть
невысокой. Устойчивые связи заменяются многочисленными новыми знакомыми.
- Сложно приучать к порядку.
Игрушек должно быть столько, чтобы их легко было прибрать. Несколько
игрушек легко поднять и расставить по местам. Полсотни игрушек ребенку
сложно прибрать. Физически тяжело.
- Сложно обрадовать ребенка. Меньше поводов радости.
Всем же понятно, что мороженое раз в месяц вкуснее, чем это же мороженое
два раза в день на протяжении всего месяца. Наступает пресыщение. С
игрушками так же. Это кажется парадоксальным: чем больше игрушек, тем
меньше радости. Эмоции на очередную игрушку уже не такие сильные.
Сильнее – на её отсутствие.
- Отсутствие ценности.
Часто новая игрушка приобретается спокойствия ради. Проще купить, чем
выслушивать истерику. Тем более это не такая большая сумма, нервы
дороже. Так появляется десятый робот или пятнадцатая лошадка-пони. Когда
мы абсолютно ни в чем не отказываем ребенку, мы не учим его выдерживать
отказ, и не учим мечтать. Игрушка, которую ребенок долго ждал, на
которую копил и, может быть, в чем-то другом себе отказывал ради этой
игрушки, она, при равной стоимости, более ценная, чем та, которую он
заполучил по первому требованию. Ценная и в воспитательном плане тоже.
Он учился ждать, учился расставлять приоритеты, планировать покупку.
- Отсутствие пространства для развития фантазии.
«Голь на выдумку хитра» Когда что-то нужно, а этого нет, в ход идут
подручные средства. Всё может быть всем. Для игры в магазин нам в своё
время было достаточно выйти на улицу и найти подружку. Все, что нашли
под ногами – листья, трава, пробки, стеклышки – становилось товаром.
Фантики насобирали – это деньги. Сейчас же есть игрушечные овощи,
фрукты, прочие продукты. И деньги игрушечные напечатали. Все есть – игры
нет. «Маша, почему ты не играешь?» Нет игрушечного кассового аппарата.
Надо купить.
Ах, у ребенка нет фантазии. Надо купить вместе с кассовым аппаратом
дидактические игры для развития фантазии... Нет. Не надо. Лучше всего
развивает фантазию пустая коробка. Из нее можно сделать и кассу, и
кукольный дом, и ширму для кукольного театра, и кроватку для мишки, и
кузов грузовика, и даже слона, если приклеить уши из картона.
- Появление новых проблем и дополнительных трат.
Приобретая игрушку – вы приобретаете необходимость где-то ее хранить.
Накупили игрушек – надо купить комод для игрушек, а потом докупить
квадратные метры жилья, потому что в детской уже комоды ставить некуда. А
потом нужно тратить дополнительные силы на уборку дополнительных метров
жилья от игрушек. Или купить услугу по наведению порядка. Можно,
конечно, не хранить игрушки в большом количестве, а периодически
проводить «зачистку», выкидывая то, чем давно не играли. Но как же
экология? В современном мире остро стоит проблема мусора. Насколько
разумно решать вопрос заваленной детской, заваливая мусором планету?
Автор: Анна Быковаhttps://ok.ru/schoolsad/topic/150856215831924
Комментариев нет:
Отправить комментарий