Продолжаю цикл статей в поддержку чтения, основная задача которых – воспитание у детей и подростков стойкого интереса к чтению и читательской культуры. В этих материалах содержатся конкретные рекомендации, сценарии литературных мероприятий, игры, упражнения и многое-многое другое (ссылки на все статьи приведены в конце страницы).
Сегодня чтение для многих людей не является жизненной необходимостью, а Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное.
Сегодня чтение для многих людей не является жизненной необходимостью, а Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное.
А что сегодня? А сегодня книга утрачивает свое значение. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию. "Люди перестают мыслить, когда перестают читать," – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель. Во все времена на Руси у просвещенных людей Книга считалась источником знаний, главным учителем. И недаром озаглавлена статья известным высказыванием А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!».
И сегодня именно те, кто напрямую связан с воспитанием подрастающего поколения, уже забили тревогу. Давайте же привлекать внимание общественности к пооблемам чтения интересными статьями, имеющими практическую ценность (рекомендации, игры, упражнения, сценарии мероприятий, литературные конкурсы и т.п.), способными привить интерес к чтению и научить читать, но не буквы складывать, а читать вдумчиво, продуктивно, получая от самого процесса удовольствие.
Для начала приведу 17 причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги.
Книга – это развлечение и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.
Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.
Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.
Книга рождает у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься.
Книга развивает наше мышление. Из нее мы узнаем понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Она расширяет горизонты нашего мира.
Из книг мы узнаем о других странах, кто, где и как живет, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нас интересует.
Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.
Книга побуждает нас задуматься о том, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо.
Книга объясняет нам, как устроен мир и как все в нем взаимосвязано.
Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов и что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.
Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.
Книга открывает нам, что все люди разные. Читая книги, написанные в разные эпохи и в разных культурах, ты становишься терпимее, учишься преодолевать предрассудки.
Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.
Книга – часть культурного наследия. Она дарит нам общность впечатлений и знаний.
Хорошую детскую книжку хочется читать вслух. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым. Книга – это мост между поколениями.
Детская книга – это результат труда многих людей: писателя, художника, редактора, печатника, дизайнера, корректора, фотографа, библиотекаря, издателя, продавца книжного магазина и др. Она обогащает культурную среду. Книга является важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.
Детская книга – это первая встреча с литературой – бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.
Хочется добавить, что человек, который не дружит с книгой, вряд ли может быть интересным собеседником, чья речь богата афоризмами, сравнениями, фразеологизмами и т.п. Отмечу, например, что результат работы школьника над пословицами и фразеологизмами очень хорошо отражает качество и частоту его общения с книгой.
Вот пример упражнений, которые являются подходящим материалом для тестирования (О.Холодова. Юным умникам и умницам. 3 класс. Рабочая тетрадь, 2 часть).
1. Составь пары, подобрав к фразеологизмам из первого столбика близкие по смыслу фразеологизмы из второго столбика.
Не за горами.
Что есть мочи.
Засучив рукава.
Мухи не обидит.
Как гром среди ясного неба.
Кот наплакал.
Молоко на губах не обсохло.
Мелкая сошка.
Два сапога пара.
Ни за что ни про что.
Последняя спица в колесе.
С гулькин нос.
Одного поля ягода.
Как на пожар.
Рукой подать.
В поте лица.
Воды не замутит.
Ни с того ни с сего.
Как снег на голову.
Молодо-зелено.
2. Составь пары, подобрав к фразеологизмам из первого столбика противоположные по смыслу фразеологизмы из второго столбика.
Перебиваться с хлеба на квас (на воду).
Идти в гору.
Гладить по головке.
Душа нараспашку.
Остаться у разбитого корыта.
Два сапога пара.
Из другого теста.
Себе на уме.
Убить двух зайцев.
Идти ко дну.
Задать перцу.
Как сыр в масле кататься.
Давайте задумаемся над мудрыми высказываниями в адрес чтения.
К.Г.Паустовский: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».
В.А.Сухомлинский: "Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.
Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.
Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно.
Книга — это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.
Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги.
Школа — это, прежде всего, книга."
Дорогие друзья! Все рекомендации, игры, упражнения, сценарии литературных праздников, конкурсы и другие материалы в поддержку чтения вы можете найти здесь:
https://www.zanimatika.ru/neobyiknovennoe-chtenie/chitat-beglo-i-ili-osoznanno.html
https://www.zanimatika.ru/bestsennaya-kopilka/chtenie-vot-luchshee-uchenie.html#reading_learning
Комментариев нет:
Отправить комментарий