Стартовая
диагностика в первых классах основывается
на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к
обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению
данного курса.
Показатели
«предметной» готовности первоклассников к изучению данного курса основываются
на приводимых ниже показателях ожидаемой подготовки первоклассников.
Предметная стартовая диагностика проводится с целью
٧ выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела
или темы курса;
٧ выяснения уровня готовности данного
ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Следует,
однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных
знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных
решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной
работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой
работы.
Примерные задания
Математика
АРИФМЕТИКА. Числа и
вычисления: счет
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
устанавливать и моделировать числовое соответствие в пределах 5-10,
подбирая заданное устно учителем количество предметов
|
Накройте на стол для
четырех друзей
|
٧
подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах
10, ведя подсчет единицами и называя цифры от 1 до 10
|
например, объединяясь вместе так, как того требуют считалочки/
песенки, предполагающие прямой и обратный счет в пределах 10;
|
٧
описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых
числительных в пределах 5
|
например, называя «чемпионов», тех, кто первый вошел в
класс и т.п.
|
٧
оценивать "на глаз" и сравнивать группы предметов
|
например, отвечая на вопрос учителя: "Где предметов больше?"
|
٧
вести счет как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 5 и даже от 1
до 10
|
например, отвечая на прямую просьбу учителя
|
АРИФМЕТИКА. Числа и
вычисления: Числа
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
узнавать некоторые числа (от 1 до 10) в непосредственном окружении
|
например, на часах или на клавиатуре компьютера
|
٧
записывать (часто, каракулями) некоторые числа, которые получаются при
счете предметов
|
например, отвечая на прямую просьбу учителя
|
٧
моделировать числовые отношения в пределах 10 при выполнении действий с
предметами и/или карточками с цифрами
|
- Покажи карточку с
цифрой, на один больше, чем 3
- Отними от этих кубиков
два
|
АРИФМЕТИКА. Величины
Дети
могут
|
Примеры
|
|
٧
выявлять, описывать и сравнивать реальные объекты по
признакам, их характеризующим, в форме высказываний или действий с предметами
|
٧
размеры
٧
массы и вместимость
٧
темпера-тура
|
٧
“Мой карандаш длиннее”, ”Ее мешок тяжелее”, используя слова: длиннее,
короче, больше, меньше, такой же, тяжелее; легче, пустой, полный,
теплее, холоднее;
٧
Отдели пустые коробочки от полных,
٧
Расположи их по порядку и покажи,
какой у тебя порядок!
|
٧
устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после,
раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий) в устной форме или в форме
рисунка
|
٧
Изобрази то, что было вчера, и что
может случиться завтра;
٧
Объясни, что было сначала, а что
потом
|
|
ГЕОМЕТРИЯ. Геометрические
фигуры: Тела и формы
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
на основе сопоставления с реальными объектами сравнивать различные
геометрические формы
|
Покатятся ли объекты/ формы или же загромоздят дорогу?
На что это больше похоже – на шкаф или мячик?
|
٧
не называя геометрические формы (кубы, параллелепипеды, многогранники,
шары, цилиндры), группировать их по ряду признаков
|
например, по размерам и объему (большой/ маленький, высокий/
низенький, занимает много/ мало места и т.п.)
и форме (круглый – с углами, “острый”)
|
ГЕОМЕТРИЯ. Пространственные
отношения
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
устанавливать и моделировать пространственные отношения: выше, ниже,
сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п. в устной
форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в
виде практических действий
|
Встань рядом с Петей
Встань сбоку от Коли.
Маша, встань пред Олей и слева от Ани.
|
٧ описывать направления движения:
вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево и
выполнять указания учителя и/или простой схемы
|
Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди
на солнышко.
Проводи кошку (см. рисунок 1)
|
Рисунок 1. Направления движения
1)
Задание «Проводи кошку к шалашу»:
спустись с кошкой вниз на 6 клеточек.
2)
Задание «Проводи кошку в гости к
королю»: спустись с кошкой вниз на 4 клеточки, поверни налево и пройди еще
1 клеточку.
![]() |
работа с
данными. Статистика
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
группировать и сортировать реальные предметы и пояснять, как они
разложили предметы на группы и по какому признаку
|
Дети раскладывают смесь предметов
по кучкам: монетки, камушки, крышки от бутылок с водой, орехи и т.п.
|
٧
читать простую пиктограмму и сравнивать представленные на ней данные (в пределах 5)
|
У кого
больше всех грибов?
У кого меньше всех?
У кого поровну?
У кого больше – у Пети или Маши?
Насколько больше? (см. рис. 2)
|
Рисунок 2. Чтение простых пиктограмм
работа с
данными. Вероятность
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
участвовать в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться
никогда, случится обязательно
|
Пройдет ли слон через нашу дверь? А мышка?
Будет ли сегодня дождь? Снег?
|
РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ
Язык. Речь
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
описать свои потребности,
чувства и мысли
|
|
٧
испытывать и демонстрировать любопытство
и интерес
§ к печатному тексту, знакам, словам,
символам
§ к книгам, рассказам,
схемам, стихам, песням
§ к продуктам
визуального ряда
|
Экспериментируют и играют с написанием и
“чтением” букв, слов, символов
Ежедневно рисуют и
делают“записи“ в своих альбомах
Выбирают тексты для совместного чтения вслух или самостоятельного
“перечитывания”
Рассматривают и создают иллюстрации, цитируют любимых героев детских
телепередач
|
Звуки и Буквы
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
выделять звуки речи среди других
звуков (музыкальных, природных, шумов и т.д.)
|
например, во время прогулки по ближайшим окрестностям, или
при прослушивании аудиозаписей
|
٧
отличать звуки в начале и
окончании слов, узнавать первые
и последние звуки в знакомых словах
|
например, в собственных именах или сортируя карточки с
рисунками или фотографиями знакомых детей
|
٧ стараться говорить ясно, чтобы быть понятым,
экспериментировать с произношением
слов
|
например, меняя ударение
|
٧ различать символы, числа, буквы и слова
|
Сортировка карточек: Отложи
карточки
-с картинками;
- с буквами;
- со словами;
-со значками;
- с цифрами; (см. рис. 3)
|
٧ писать буквы и наделять их значением
|
например, в игре с песком, осязаемыми буквами и т.п.
|
٧ “читать” знакомые печатные знаки (например, дорожные знаки, этикетки,
вывески и т.п.)
|
Что означает этот знак? (см. рис. 3)
|
٧ "подписаться" рядом с
соответствующей буквой своего имени, демонстрировать частичное знание букв
алфавита
|
Где твоя буква?
Подбери картинки к знакомым буквам
|
٧ демонстрировать понимание направления письма (слева-направо) и
делать попытки образовывать буквы
четко и согласно принятым правилам
их написания
|
|
Рисунок 3. Разложи карточки «Буквы, знаки, цифры, слова, картинки»
Слова и словобразование
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
узнавать написанные слова из
базового списка общеупотребительных
слов, узнавать собственные
имена и другие знакомые имена
|
например, я, и,
большой, собака, любит
они могут “читать” наиболее простые и
часто встречающиеся надписи и слова (например, стоп), подписи, сопровождающие иллюстрации в книге и т.п.
|
٧ экспериментировать с маркировкой слов
|
группировать имена и объяснять, как они их сгруппировали
|
٧ продемонстрировать достаточный
словарный запас и опыт речевой деятельности для того, чтобы адекватно откликнуться
на приветствия, просьбы, вопросы, простые инструкции и объяснения
|
·
“Здравствуйте, дети! Садитесь.“
·
“Передай, мне, пожалуйста, книгу“,
·
”Ты умеешь читать?“,
·
“Возьмите карандаши“,
·
“Сейчас мы будем читать вот эту книжку.
Откройте ее. Видите, как много здесь картинок, а слов почти совсем нет. Как
вы думаете, если рядом с картинкой что-то написано, что это может быть?
Правильно, это название предмета, который изображен на картинке. Давайте
вместе прочитаем первое слово.”
|
Словосочетания и предложения:
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
использовать в устной речи простые,
распространенные и нераспространенные, предложения с правильным порядком слов, строить
предложения, в целом соблюдая грамматические нормы
|
|
Высказывания и тексты (устная речь)
Дети
могут
|
Примеры
|
٧
говорить о своих собственных
рассказах, сочинениях, картинах и моделях
|
например, пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни, опыт проживания трудного
дня или такого дня, когда они были огорчены) и т.п.
|
٧ слушать внимательно, чтобы продолжить пересказ и описать
случившиеся события
|
Кто продолжит рассказывать нам историю
(по иллюстрированной книге)
|
٧ поддерживать беседу
|
|
٧ при помощи опоры, пересказать
избранный рассказ или стих
|
|
٧ задавать вопросы, и давать верные ответы
|
|
٧ следовать простым инструкциям
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий