Со
сложностями адаптации приходится иметь дело не только первоклашкам и тем, кто
поменял школу, но и пятиклассникам. Давайте разбираться, как мы можем им
помочь.
О
том, к чему готовиться пятиклашкам и их родителями, специально для «Летидора»
рассказывает Елена Гончарова , педагог-психолог, член Российского
психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
Переход в пятый класс может стать настоящим стрессом для
ребенка. И вот с чем ему приходится сталкиваться:
- новый коллектив одноклассников, где нужно вновь находить «свое место»;
- многоголосье новых учителей, к которым нужно привыкать отдельно: к темпу речи, манере преподавания, строгости и отрицательным реакциям на нарушение дисциплины во время уроков;
- кабинетная система образования, вместо одного привычного класса;
- самостоятельное возвращение домой вместо привычной продленки;
- необходимость делать уроки без чьей-либо помощи.
К школьным психологам родители
пятиклассников часто обращаются с одними и теми же проблемами:
ребенок из отличника скатился до троечника, стал
замкнутым, хотя в младших классах был очень общителен и прилежен.
Родители не всегда осознают, что переживает их
школьник в момент перехода из начального в среднее звено. Рассмотрим, с какими
трудностями ему приходится сталкиваться в период адаптации к новым условиям.
Смена лидера в классе
Ваш школьник привык быть первым, вести за собой
коллектив. А теперь он чувствует, что помимо него в классе еще есть такие же
активные, смелые «звезды». У него возрастает уровень конкуренции вместе с
конфликтностью. Это большое испытание для самооценки, которая сильно страдает,
если ребенок так и не сумел отстоять свою позицию лидера.
Помощь родителей. Расспрашивайте у своего ребенка, кто
из нового класса ему нравится, а кто нет и почему. Пусть он вам попробует
описать, чем он похож и чем отличается от тех учеников, о которых он рассказал.
Какие есть умения и преимущества у вашего ребенка перед новыми «лидерами», а
какие преимущества есть у них перед ним.
Задача родителя — объяснить школьнику, что благодаря
сходствам или различиям можно подружиться вместо того, чтобы конфликтовать.
Снижение успеваемости по отдельным предметам
Ребенок
может плохо отзываться о каких-то учителях, говорить, что они его не любят и
специально занижают баллы. Из-за этого пропадает интерес к учебе и ухудшаются
оценки.
Помощь
родителей. Необходимо разобраться, насколько
ребенок адекватно воспринимает происходящее. Стоит пойти в школу и поговорить
отдельно с педагогом. Но не предъявляйте претензий, а интересуйтесь мнением
учителя — почему, на его взгляд, такое произошло и как можно улучшить
успеваемость.
Узнайте, какие сильные стороны видит педагог в вашем
ребенке. Если никаких — это сигнал, что педагог не очень профессиональный.
Главное — не оттягивать этот разговор, пока школьник
не вступил в открытый конфликт с учителем или, наоборот, не замкнулся в себе.
Выполнение домашнего задания растягивается до позднего
вечера
Именно поэтому многим родителям пятиклашек приходится
отказываться от секций и кружков.
Помощь
родителей. Как правило, снижение продуктивности
сопряжено с физиологическими особенностями этого возраста. Необходимо пройти
медицинское обследование, чтобы исключить неврологические заболевания, которые
на фоне эмоционального стресса могли проявиться в пятом классе. Если же со
здоровьем все в порядке, тогда обратите внимание на организацию режима дня ребенка,
попробуйте составить план на каждый день. Попробуйте без фанатизма вписать в
него выполнение домашних заданий, прогулки и дополнительные занятия спортом,
музыкой или творчеством.
Возможно, какие-то предметы ребенок не понимает, но
боится об этом сказать.
Предложите
свою помощь в объяснении или обратитесь к репетитору.
Двойные стандарты родителей и учителей
Как часто пятиклассники слышат в свой адрес то «ты уже
взрослый», то «ты еще мал». Такое отношение к ребенку заставляет его усомниться
в их авторитете и вызывает желание вообще перестать кого-либо слушать.
Помощь родителей.
Определите вместе с ребенком круг его обязанностей и возможностей. Свои запреты
и требования аргументируйте логическими доводами, а не «когда вырастешь —
узнаешь».
Договоритесь, какие поощрения и наказания могут
повлечь за собой те или иные нарушения договоренностей.
Расставание со «школьной мамой»
Еще в четвертом классе каждый день он видел одну
учительницу — свою «классную маму», которая к каждому ученику имела свой
индивидуальный подход. В пятом классе школьники словно «обезличиваются»,
учителя-предметники нацелены дать знания и проконтролировать их уровень.
Классного же руководителя дети видят 2-3 раза в неделю на уроках и классном
часе.
Помощь родителей.
Объясните ребенку, что за неделю учителя-предметники обучают по 200-300
учеников, поэтому основная их задача — учить. В свою очередь родители допускают
ошибку, не помогая делать уроки или решать конфликты, обосновывая это фразой
«ты должен учиться самостоятельности».
Ответственность
за уроки, собранный рюкзак, выученное стихотворение нужно передавать постепенно
еще с начальной школы.
Если первые четыре года вы были помогающим родителем,
то в пятом классе резко лишать ребенка помощи нельзя.
Комплексы от ощущения социального неравенства среди
сверстников
Многие
родители в связи с переходом в пятый класс покупают сыну или дочке первые
собственные компьютеры, дорогие гаджеты, девочкам приобретают дорогую одежду,
обувь, бижутерию.
Помощь родителей.
Не нужно обесценивать желание вашего ребенка иметь те же вещи, что и у
одноклассников. Фразы «Это не главное», «А другим вообще кушать нечего» вряд ли
помогут пятикласснику.
Попробуйте
честно сказать своему ребенку:
Я понимаю, как тебе хочется иметь дорогой телефон или
планшет. Но, к сожалению, мы не можем пока позволить себе эту покупку.
Предложите
ему самостоятельно накопить деньги, составить график накопления и определить,
из каких ресурсов ему можно начать экономить.
Отсутствие друзей в классе
Так бывает, когда в пятый класс ребенок переходит из
другой школы и ситуация усложняется переездом: тогда друзей нет не только в
классе, но и в параллели.
Помощь
родителей. Уже в начале сентября поговорите с
классным руководителем о том, чтобы вашему ребенку он выделил ролевую функцию в
классе: например, раздавать молоко на перемене или на каждом из классных часов
рассказывать по три интересных новости (игра в журналиста).
Предложите ему позвать на выходные в гости
одноклассников на мастер-класс по приготовлению пиццы, которую дети сами же и
съедят.
Сходите вместе в кино, куда ваш школьник может
пригласить кого-то из класса. Попросите его выяснить, когда у понравившихся
одноклассников дни рождения. Купите вместе недорогие сувениры, которые ваш
ребенок сможет подарить этим ребятам.
Страх наказания за плохие оценки
Многие родители повышают уровень притязаний к
результатам своего ребенка, как только он оказывается в 5 классе. В некоторых
семьях ученик несет суровое наказание за тройки или двойки. В итоге каждая
контрольная или ответ у доски превращается для него в пытку.
Помощь
родителей. Снизьте свои ожидания. Желание иметь
ребенка-отличника, как правило, связано с нарциссической склонностью родителя —
ребенок, словно продолжение своей мамы или своего папы, должен быть идеальным.
Он должен быть тем, кем родители будут гордиться, а еще чаще — хвалиться.
Помните, что страх наказания не мотивирует, а пугает и
невротизирует ребенка!
Если для взрослых так важны высокие баллы, тогда нужно
вместе с ребенком искать его персональную мотивацию — зачем ему хорошо учиться
в школе. А еще надо понимать: кто-то имеет склонность к точным наукам, кому-то
легче даются гуманитарные.
Высокие баллы по всем предметам — это огромный труд,
который часто лишает детей прогулок, спорта и любимых кружков. А стоит ли оно
того?
Трудности, связанные с переходом в пятый класс, —
словно «снежный ком»: нарастают друг на друга и в какой-то момент становятся
непосильными для ребенка. От нелюбви к предмету, учителю, одноклассникам он
может прийти к пониманию: «Я ненавижу эту школу!». А ведь именно в пятом классе
у школьника формируется отношение к учебе вплоть до окончания одиннадцатого
класса.
https://letidor.ru/psihologiya/8-trudnostey-s-kotorymi-chasto-stalkivayutsya-deti-v-5-klasse.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий