вторник, 19 марта 2019 г.

Определение готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе




         Период перехода из начальной школы в основную школу является важным этапом в развитии личности школьника. В это время ученик открывает для себя новые знания, ценности и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности и усложняющегося по форме и содержанию общения. Адаптация учащихся к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, помогает преодолевать трудности, создает возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях.

      Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым, более высоким, чем на первой ступени общего образования, требованиям. Поэтому переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных психолого-педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

      Можно выделить следующие  критерии психолого-педагогической готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы.

       Психологическая готовность. Большую роль в адаптации  учащихся в условиях

основной школы играет их психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая активизирует жизнь школьника, делает ее более результативной, творческой, лишенной психологического дискомфорта, способствует овладению новой социальной ситуацией развития. Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей учащихся. Вот почему так важно заранее психологически подготовить младших школьников к жизни и деятельности на второй ступени общего образования.

         Личностная готовность. Первым пока­зателем личностной готовности являет­ся определенный уровень сформирован­ности познавательных мотивов. Он пред­полагает наличие потребности приобре­тать знания, положительного отношения к школе, учебной деятельности, осозна­ние себя как ученика.

            Процесс формирования познаватель­ной мотивации осуществляется в не­сколько этапов. Сначала формируется интерес к самому про­цессу деятельности, затем развивается интерес к результату труда и только по­том — к содержанию учебной деятельно­сти, возникает потребность приобретать знания. Психологи отмечают, что фор­мирование интереса к содержанию учеб­ной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих дости­жений. У детей, испытывающих труд­ности в процессе обучения с самых на­чальных этапов школьной жизни, фор­мирование интереса к учебе затруднено, а подчас находится на критическом уровне.

      Отсутствие учебных интересов, созна­тельного отношения к учению в среднем звене школы приводит к усугублению школьных трудностей у проблемных уча­щихся. Исходя из этого, сформирован­ность учебных интересов, положитель­ного отношения к учению и школе рас­сматривается нами как важный показа­тель личностной готовности ребенка к переходу в среднее звено школы. Вторым показателем личностной го­товности является самооценка и уровень притязаний младшего школьника. Само­оценка является личностным парамет­ром умственной деятельности, выполня­ющим регулятивную функцию. Эффек­тивность учебной деятельности школь­ника зависит не только от системы хоро­шо усвоенных знаний и владения при­емами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Психологи отмеча­ют тесную связь между успехами, достиг­нутыми в овладении учебной деятельно­стью, и развитием личности

           Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, в первую очередь, под влиянием оценок учителя. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. По мере взросле­ния на самооценку школьника оказыва­ют влияние не учебные характеристики, качества, проявляющиеся в процессе взаимодействия с одноклассниками. Од­нако положительное оценивание взрос­лыми результатов учебного труда в на­чальных классах по-прежнему остается ведущим фактором формирования само­оценки ребенка.

      У учащихся с трудностями  обучении в начальной школе формирование само­оценки и уровня притязаний протекает с большими сложностями. Для них харак­терны крайние варианты самооценива­ния — либо неадекватно заниженная са­мооценка, когда ребенок убежден в сво­ей абсолютной неспособности к учебе, либо чрезвычайно завышенная само­оценка, носящая компенсаторный ха­рактер. Непосредственно связанный с самооценкой наиболее адекватный мо­тив учения — мотив достижения успе­ха у проблемных детей также не фор­мируется. Формирование разумного уровня притязаний, адекватной самооценки своих способностей и возможно­стей способствуют успешной адаптации проблемного учащегося к новым услови­ям среднего звена школы. Поэтому коррекционно-развивающая работа в дан­ном направлении должна вестись на протяжении всего обучения в начальной школе.

     Исследование личностной готовности учащихся 4 класса осуществляется  с помощью комплексной методики,  предполагающей изучение:

·         отношения к учению и школе с помощью специального вопросника:

1. Что ты считаешь самым важным в школе?                                                                                                     2. Какой день недели ты больше все­го любишь?                                                                                                3. Что в школе для тебя самое инте­ресное?                                                                                                                             4. Чем бы ты хотел заниматься в сво­бодное время?                                                                                                   5. Если бы ты мог выбирать, то в ка­ком классе хотел бы сейчас учить­ся—в 1-м или в 4-м?                                               6. Какие твои самые любимые заня­тия?                                                                                                              7. Что в школе для тебя самое непри­ятное?                                                                                                                8. Как ты учишься?                                                                                                                                                           9. А каким по успеваемости учени­ком ты хотел бы быть?                                                                                   10. С кем бы ты хотел сидеть вместе в классе?                                                                                                      11. Какое общественное поручение тебе хотелось бы иметь в клас­се?                                                                                   12. Как ты оцениваешь свое здоровье?

·         направленности ребенка на знания или на отметку с помощью методик «Направленность на отметку» и «На­правленность на приобретение знаний» Е.П.Ильина и Н.А.Курдюковой;

·         самооценки и уровня притязаний младшего школьника по методике А.И.Липкиной «Три оценки».

       Учебная готовность. Показателями учебной готовности являются, во-пер­вых, успешность усвоения программы, во-вторых, достаточный уровень сформированности необходимых компонен­тов учебной деятельности и, в-третьих, способность к саморегуляции в учебной деятельности.

      Успешность освоения программного материала является тем показателем, который наиболее наглядно демонстри­рует результативность учебной и коррекционной работы. Однако не всегда данный показатель является определяю­щим. Для многих детей категории рис­ка, а особенно для учащихся с ограни­ченными возможностями здоровья, ус­пехи в овладении программой сопряже­ны с большим напряжением моральных и физических сил и зачастую приводят к нежелательным последствиям в виде снижения психологического, а иногда психического и физического здоровья.

       Учебная готовность проявляется и в степени интеллектуального развития младшего школьника. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками обязательным, если не ведущим элемен­том, должна включать развитие познава­тельных процессов ребенка, формирова­ние умений самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравни­вать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые законо­мерности. Под влиянием обучения и специально организованной развиваю­щей работы память должна развиваться как в направлении удельного веса смыс­лового запоминания, так и в направлении сознательного управления своей па­мятью. Развитие внимания должно про­водиться в сторону усиления произволь­ности, при этом необходимо отдавать отчет, что в начальных классах возмож­ности волевого регулирования внимания ограниченны, особенно у учащихся кате­гории риска.

       Эмоциональная готовность. Несформированность или нару­шение эмоциональной сферы вызывает у ребенка затруднения в решении интел­лектуальных заданий, что, в свою оче­редь, оказывает отрицательное влияние на развитие личности. Отмечая особенности эмоционально-чувственной сферы детей с нарушен­ным развитием, Л.С.Выготский выделял следующие ее характеристики: недоста­точная дифференцированность эмоци­ональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воз­действия окружающей среды. Данные характеристики непосредственно связа­ны с тревожностью и способностью к эмпатии.

      Исследование эмоциональной готов­ности учащихся 4 класса осуществляется с помощью следующих методик:                                                                                                                                                          — определение школьной тревожнос­ти ребенка с помощью тестов Ф.Филип­са, Ч.Спилбергера, рисуночных методик «Несуществующее животное», «Дом. Де­рево. Человек»;                                                           — определение уровня сформирован­ное эмоциональной эмпатаи по мето­дике, предложенной В.Б.Никишиной для работы с детьми с ЗПР.

         Социальная готовность. Следующим  критерием психолого-педагогической готовности учащихся на­чальных классов к переходу в среднее звено школы является социальная готов­ность.

        Социальную готовность связывается с внутренней позицией детей, т.е. от­ношением ребенка к объективным об­стоятельствам его жизни и деятельности. Каждый переходный период характери­зуется существенным изменением в со­держании этой внутренней позиции тех аспектов жизнедеятельности школьника, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные переживания. При пере­ходе в средние классы наибольшие изме­нения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.

       В этом возрасте появляются притяза­ния детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется доста­точно устойчивый статус ученика в этой системе. На эмоциональное состояние ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отноше­ния с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

         Учащиеся, испытывающие трудности в обучении, находятся в невыигрышном положении и поданной позиции. В млад­шем школьном возрасте отношения меж­ду школьниками часто зависят от успеш­ности в учебе. Слабоуспевающие, про­блемные школьники одноклассниками воспринимаются через призму неодобри­тельного отношения к ним учителя, им гораздо сложнее завоевать расположение сверстников, даже демонстрируя качест­ва настоящего товарища. Поэтому пока­зателями социальной готовности я рас­сматриваю статус ученика в классном коллективе и сформированность характе­рологических особенностей детей, спо­собствующих оптимальному взаимодей­ствию со сверстниками и взрослыми.

        Исследование социальной готовности учащихся осуществляется с помощью:                                                       — социального статуса школьника в детском коллективе с помощью социо­метрических методик; сформированности характеристи­ческих особенностей детей, способству­ющих оптимальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми с помощью графических приемов, разработанных Т. Ю. Андрущенко.

      Трудовая готовность.  Одним из главных  критериев готовности учащихся на­чальных классов к переходу в среднее звено в нашей школе является трудовая подготовка. На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся: выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении; воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских; обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

         Исследование трудовой готовности учащихся 4 класса осуществляется с помощью метода наблюдения на уроках трудового обучения, а также в ходе практической и трудовой деятельности учащихся в течение дня.       



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Абрамова Г.С. Ведение в практическую психологию. / М., 1994. /

2.      Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / М., 1993./

3.      Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. / М.: Изд – во «Совершенство», 1998. – 352 с./

4.      Анастези А. Психологическое тестирование: кн.2 /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского – М., 1982.

5.      Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. c. 19 –31.

6.      Филдс Г. Открытие «Я». Пер. англ. / М.: Политиздат, 2003 – 367 с./

7.      Фельдштейн Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно полезному труду. / М.: Изд – во АПН СССР, 1986. – 124 с./

8.      Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / М.: Просвещение, 1980. – 192 с./

9.      Лебедева Н.В. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования. /М., 1996. – 187 с./

10.  Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. /М.: Педагогика, 1991. – 152 с. /

11.  Зильберберг Н.И. Проблема преемственности между начальной и средней школой // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения. Материалы региональной научно – методической конференции. / Псков: ПГПИ, 2001. c.252 – 254/




Комментариев нет:

Отправить комментарий